Доклады АМАН. Т. 24, № 3. С. 55–65.
Читать статью Содержание выпуска
DOI: https://doi.org/10.47928/1726-9946-2024-24-3-55-65
EDN: LKSAUG
ФИЛОЛОГИЯ
УДК 811.35 | Научная статья |
Некоторые признаки адыгской изустной авторской поэзии на ранней стадии формирования литературы
Алхасова Светлана Михайловна
доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник сектора кабардино-черкесской литературы Института гуманитарных исследований – филиала Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный научный центр «Кабардино-балкарский научный центр Российской академии наук» (360051, Россия, Кабардино-Балкарская Республика, Нальчик, Пушкина, 18), http://orcid.org / 0000-0003-1773-285X, alkhas55@mail.ru
Аннотация. Данная статья иллюстрирует на отдельных примерах отличительные особенности изустной поэзии адыгских авторов долитературного периода в межтекстуальной коммуникации с традиционной фольклорной поэзией и культурой. Выявляется фундамент авторства, концепция, его семантическая поэтика, специфическая мифология, выстраивающая, в свою очередь, поэтическую миромодель. Анализируется пространственновременной континуум, его координаты. Художественное пространство и время просматриваются как особый эстетический и вербальный феномен. В центре сравнительного подхода — выразительные средства и авторская стилистика. Актуальность предлагаемого исследования заключается в целостном подходе к анализируемой поэтической системе дописьменной предлитературной поэзии. На примерах адыгских обрядовых песен мы автор убеждается, что в период классового расслоения общества обрядовая поэзия неизбежно освобождается от культово-магического содержания и становится явлением эстетического ряда, постепенно переходя к письменной художественной литературе. Одним из важнейших шагов на пути к возникновению художественной литературы как специфической формы идеологии явилось освобождение произведений фольклора от магической функции, от утилитаризма, обретение функции эстетической. Таким образом, все этапы зарождения устного народного творчества, начиная с самых древних времён, в исторической жизни фольклора явились предвестниками зарождения собственно художественной литературы. К такому заключению приходит автор в результате анализа.
Ключевые слова: фольклор адыгов, джегуако-импровизаторы, культово-обрядовая поэзия, магическая дописьменная литература, художественное пространство.
Финансирование. Работа не выполнялась в рамках фондов.
Конкурирующие интересы. Конфликтов интересов в отношении авторства и публикации нет.
Авторский вклад и ответственность. Автор участвовал в написании статьи и полностью несет ответственность за предоставление окончательной версии статьи в печать.
Для цитирования. Алхасова С. М. Некоторые признаки адыгской изустной авторской поэзии на ранней стадии формирования литературы // Доклады АМАН. 2024. Т. 24, No 3. С. 55-65.
DOI: https://doi.org/10.47928/1726-9946-2024-24-3-55-65; EDN: LKSAUG
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Поступила 13.03.2024; одобрена после рецензирования 12.08.2024; принята к публикации 26.08.2024.
© Алхасова С. М., 2024
Список использованных источников
1. Налоев З. М. Из истории культуры адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1978. 192 с.
2. Налоев З. М. Этюды по истории культуры адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1985. 269 с.
3. Ногмов Ш. Б. История адыхейского народа, составленная по преданиям кабардинцев. Нальчик: Кабард.-Балкар. кн. изд-во, 1958. 239 с.
4. Баков Х. И. Черкесская поэзия в потоке времени. Вестник АГУ. Серия 2, выпуск 2 (297) 2022. С. 131–132.
5. Голубева Л. От фольклора к литературе. «Вопросы литературы. 1979. № 10. С. 67–68.
6. Налоев З. М. Из истории культуры адыгов, «Эльбрус», Нальчик, 1978. С. 177.
7. Налоев З. М. Ипэрей адыгэбзэ литературэм и антологие [Антология ранней адыгоязычной литературы]. Нальчик: КБИГИ, 2010. С. 352.
8. Алхасова С. М. Специфика ранней адыгоязычной литературы. Филологические науки. 2018. №6 (84). С. 225–229.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.