Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Доклады АМАН. Т. 20, №2. С. 24-30. ISSN 1726-9946

Доклады АМАН. Т. 20, №2. С. 24-30. ISSN 1726-9946

Содержание выпуска/Contents of this issue

DOI: 10.47928/1726-9946-2020-20-2-24-30

БИОЛОГИЯ

УДК 582.33 (285.3) Научная статья

Элементы заповедания в природопользовании адыгской (черкесской) культуры

Литвинская С.А.1, Шхагапсоев С.Х.2– академик АМАН

 

1Кубанский государственный университет, Краснодар

2Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, Нальчик
E-mail: 1litvinsky@yandex.ru

Рассматриваются исторические корни истоков заповедного дела у адыгских (черкесских) племен, архивные и исторические материалы, устные сведения, предания, связанные с жизнью горских народов, которые свидетельствуют о сложившихся взаимоотношениях с природой. Указываются предметы поклонения горцев: священные рощи, вековые деревья, приводятся примеры бережного и благоговейного отношения к лесу. Народная охрана природы у адыгских племен подготовила довольно основательный фундамент для последующей государственной формы охраны.

Ключевые слова: Северный Кавказ, Черкесская (адыгская) культура, экофильные традиции, заповедание, сохранения ландшафтов, священные рощи, деревья, дубы.

© С.А. Литвинская1, С.Х. Шхагапсоев2, 2020

BIOLOGY

Research Article

Elements of the preservation in the natural use of the adyghe (cherkassian) culture

Litvinskava S.A. 1, Shkhagapsoev S.Kh. 2 – academician of AIAS

1Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Kuban State University», Krasnodar

2Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, Nalchik

E-mail: 1litvinsky@yandex.ru

The historical roots of the origins of the reserve management among the Adyghe (Circassian)tribes, archival and historical materials, oral information, legends associated with the life of mountain peoples, which testify to the established relationship with nature, are considered. The objects of worship of the highlanders are indicated: sacred groves, age-old trees, examples of careful and reverent attitude to the forest are given. People’s nature protection among the Adyghe tribes prepared a fairly solid foundation for the subsequent state form of protection.

Keywords: North Caucasus. Circassian culture, ecophilie traditions, preservation, landscape conservation, sacred groves, oaks.

© S.A. Litvinskava1, S.Kh. Shkhagapsoev2, 2020

Список литературы (ГОСТ)

  1. Краснитский А.М. Проблемы заповедного дела. М.: Лесная промышленность, 1983. 190 с.
  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1995. 907 с.
  3. Штильмарк Ф.Р. Избранные труды. М., 2014. 512 c.
  4. Реймерс Н.Ф. Природопользование. М.: Мысль, 1990. 638 с.
  5. Иоанн де Галонифонтибус Сведения о народах Кавказа. XV в. // В кн.: Кабарда. Слава Кавказа, вольности щит. Нальчик: изд-во М. и В. Котляровых, 2020. Кн. I. С. 19–20.
  6. Бетрозов Р. Происхождение и этнокультурные связи адыгов. Нальчик: Нарт, 1991. 166 с.
  7. Бетрозов Р. Адыги. Истоки этноса. Нальчик: Эльбрус, 1990. 135 с.
  8. Шарданов Б. Черкесы и их прошлое (1915) // В кн.: Кабарда. Слава Кавказа, вольности щит. Нальчик: изд-во М. и В. Котляровых, 2020. Кн. IV. С. 352–367.
  9. Бетрозов Р.Ж. Адыги: возникновение и развитие этноса. Нальчик: Эльбрус, 1998. 278 с.
  10. Половинкина Т. Черкесия – боль моя и надежда. Нальчик: Поли-графсервис и Т, 2014. 560 с.
  11. Максимов Е. Кабардинцы // В кн.: Кабарда. Слава Кавказа, вольности щит. Нальчик: изд-во М. и В. Котляровых, 2020. Кн. III. С. 188–232.
  12. Литвинская С.А. Черкесская культура – эколого-экономический феномен в истории народов России // Юг России: экология, развитие. 2015. Т. 10, № 3. С. 1–15.
  13. Хан-Гирей С. Записки о Черкесии. Нальчик: Эльбрус, 1978. 333 с.
  14. Тауш Карл Заметки о черкесах (1834) // В кн.: Неизвестные страницы Кавказской войны. Нальчик: Тетраграфю. 2012. С. 48–116.
  15. Шортанов А.Т. Адыгская (Черкесская) мифология и культы. Нальчик: изд-во М. и В. Котляровых, 2016. 495 с.
  16. Хутыз К.К., Шебзухова Э.А. Охота на Западном Кавказе (с палеолита до настоящего времени). Майкоп: АГУ, 2007. 355 с.
  17. Тхагушев Н.А. Садоводство адыгов: народные традиции, описание сортов, лесосады. Майкоп: Адыг. книжн. изд-во, 2008. 250 с.
  18. Баков Х.И. Борис Утижев поэт, писатель, драматург. Нальчик: КБНЦ РАН, 2010. 342 с.
  19. Куек А.С., Куек М.Г. Священное дерево у адыгов // В кн.: Святилища абхазов и святые места адыгов. Майкоп: РГНФ. 2015. С. 57–80.
  20. Сиюхов Сефер Бей Черкесы – Адыге (Историко – бытовой набросок) // Изв. об-ва любителей изучения Кубанск. Обл. Краснодар: 4-я типограф. Кубчерполиграфтреста. 1922. Вып. VII. С. 126–159.
  21. Хабекирова Х.А., Мусукаев А.И. Мир дерева в культуре адыгов. О Балкарии и балкарцах. Нальчик: Эльфа, 2001. 312 с.
  22. Ашинов С.М., Царко В.Ф. Говорящие волны. Майкоп: Адыг. респуб. кн. изд-во, 2009. 494 с.
  23. Пысин К.Г. О памятниках природы России. М.: Сов. Россия, 1982. 174 с.
  24. Жуковский П.М. Культурные растения и их сородичи. Л.: Колос, 1964. 790 с.
  25. Сообцокова Н.И. Адыги – Черкесы: Люди, нравы, обычаи, традиции. Краснодар: Когорта, 2010. 351 с.

Для цитирования. Литвинская С.А., Шхагапсоев С.Х. Элементы заповедания в природопользовании адыгской (черкесской) культуры // Докл. Адыгской (Черкесской) международной академии наук. 2020. Т. 20, № 2. C. 24-30. DOI: 10.47928/1726-9946-2020-20-2-24-30

For citation. Litvinskava S.A., Shkhagapsoev S.Kh. Elements of the preservation in the natural use of the adyghe (cherkassian) culture. Reports Adyghe (Circassian) International Academy of Sciences. 2020, vol. 20, no. 2, pp. 24-30. DOI: 10.47928/1726-9946-2020-20-2-24-30

Читать статью/Read article

©​ | 2020 | Адыгская (Черкесская) Международная академия наук