Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Т. 23, № 1. С. 86-98

Доклады АМАН. Т. 23, № 1. С. 86-98

Читать статью                                                                                                             Содержание выпуска

DOI: https://doi.org/10.47928/1726-9946-2023-23-1-86-98
EDN: LJVJNZ

ФИЛОСОФИЯ

УДК 101.1 Научная статья

Этнос как субъект истории и мера объективности исторической науки

Тхагапсоев Хажисмель Гисович
доктор философских наук, профессор КабардиноБалкарского государственного университета им. X. М. Бсрбскова (360004, Кабардино-Балкарская Республика г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173), ORCID 0000-0001-5778-5265, SPIN-код 9020-2220, gapsara@ramblcr.ru

Аннотация. Статья посвящена методологическим проблемам, от решения которых зависит соответствие этно-историографии современному уровню науки, ее дальнейшее успешное развитие. Показано, что она придерживается устаревших представлений о структуре, субьектности и роли традиционного общества в историческом процессе; не учитывает новых взглядов философии и теории истории на сущность локальной цивилизации, механизмы ее бытия, ее роль и значимость в исторических процессах. Она не уделяет должного внимания и фактору межэтнических отношений, их конкретных (в частности, локально-цивилизационных) форм в исторических процессах. В итоге этно- историография отражает субъектность этноса в истории лишь частично. Отмечается также противоречивость дискурсов о процессах становления и развития российской цивилизации, игнорирование роли и места этносов в этих процессах и не представленность этнической историографии в самих дискурсах по поводу процессов становления этой цивилизации.
Ключевые слова: этнос, историография, этническая историография, факторы исторического процесса, локальная цивилизация, субцивилизация, российская цивилизация
Благодарности: авторы выражают благодарность рецензентам за указанные замечания, которые позволили повысить качество статьи.

Для цитирования. Тхагапсоев X. Г. Этнос как субъект истории и мера объективности исторической науки // Доклады АМАН. 2023. Т. 23, № 1. С. 86-98.
DOI: https://doi.org/10.47928/1726-9946-2023-23-l-86-98; EDN: LJVJNZ

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Поступила 08.02.2023; одобрена после рецензирования 16.02.2023; принята к публикации 20.02.2023

                                                                                                                                           © Тхагапсоев X. Г., 2023

Список использованных источников

1. Смоленский И. И. Теория и методология истории. М., издательский центр «Академия», 2012, 272 с.
2. Тхагапсоев X. Г. Этикет, этика или локальная цивилизация? — к сущностному тину и имени традиционного социокультурного бытия адыгов/кавказцев // Доклады АМАН. 2022. Т. 22, № 2. С. 89-100. DOI: https://doi.org/10.47928/1726-9946-2022-22-2-89-100
3. Арутюнов С. А., Чебоксаров Н. Н. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества // Расы и народы. Выпуск 2. М.: «Наука», 1972. С. 8-30.
4. Тхагапсоев X. Г. Коммуникативные особенности бесписьменных культур // Научная мысль Кавказа. 2000. № 2. С. 46-54.
5. Розов Н. С. Философия и теория истории. М., изд. «Академия», 2018. 470 с.
6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., изд. «АСТ», 2003. С. 603
7. Липкин А. И. Понятия «этнос», «народ», «нация»-культуроцентрический взгляд //Ресурс https: / / niipt.ru/cducation/cthnos.php
8. Тишков В. А. Реквием ио этносу. М., «Наука», 2021. 543 с.
9. Филлипов В. Р. Советская теория этноса. М., изд. ПАРАН, 2010. 185 с.
10. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца 18 в. (иод редакцией Пиотровского Б.Б.). М., изд. «Наука», 1988. 549 с.
11. Тойнби А. Исследование истории: возникновение, рост и распад цивилизаций. М., изд. «АСТ», 2009. 670 с.
12. Моисеева, Л. А. История цивилизаций. Ростов/на Дону, «Феникс», 2000. 300 с.
13. Тхагапсоев X. Г. Гатиатулина Э. Идентичность: к проблемам методологии // Научная мысль Кавказа. 2010. № 4 (64). С. 16-23.
14. Сокуров В. Н. Черкесский кондотьер Ивана Грозного //Родина, 2011, № 11. С. 55-59.
15. Мирзоев А. С. Институт выезда на службу и военное отходничество как часть культуры черкесов// Кавказология. 2021, №1, С. 26-66.
16. Лубский А. В. Государство-цивилизация и национально-цивилизационная идентичность России // Гуманитарий Юга России. 2015, № 2. С. 30-45.
17. Сапунов М. Б. Тхагапсоев X. Г. Культура критического дискурса в высшем образовании и науке // Высшее образование в России. 2018, № 7. С. 20-27.
18. Тхагапсоев X. Г. Этно-этатизм как инобытие российского федерализма // Научная мысль Кавказа, 2002, № 3. С. 9-17.
19. Барков Ф. А., Тхагапсоев X. Г., Черноус В. В. Этносы в глобальном мире. Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2009. 162 с.
20. Тхагапсоев X. Г. Кавказская культура: особенности генезиса и тенденции развития. СПб, изд. «Астерион», 2008. 222 с.

Лицензия Creative Commons
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

©​ | 2022 | Адыгская (Черкесская) Международная академия наук