Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Доклады АМАН. Т. 19, №4. С. 29-37. ISSN 1726-9946

Доклады АМАН. Т. 19, №4. С. 29-37. ISSN 1726-9946

Содержание выпуска/Contents of this issue

ФИЛОЛОГИЯ

УДК 81-26 Научная статья

Адыгская детская литература начала XX в.: изученность и мотивация

Хуако Ф.Н. – академик АМАН

Майкопский государственный технологический университет, Майкоп
E-mail: Fatimah2@mail.ru

    В статье объектом анализа выступает адыгская детская литература прошлого века с указанием на такие ее целевые грани, как изученность и мотивация. Рассмотрение первой из них происходит с упором на национальное литературоведение, но с привлечением мнения современных российских авторов. Итогом такого рассмотрения оказывается вывод о малой изученности вопроса. Исследование мотивационного ряда строится на выдвинутом автором в зачине типовом узле (семья, щедрость и благородство воина, труд). Именно эти мотивы, побуждавшие еще фольклорные тексты к появлению, руководят и авторами адыгской детской литературы на ее ранней стадии, что просматривается в статье на конкретных примерах из творчества И. Цея и К. Жанэ.

Ключевые слова: детская литература, адыг, изученность проблемы, мотивация.

© Ф.Н. Хуако, 2019

PHILOLOGY

Research Article

Adyghe children’s literature of the beginning of the twentieth century: knowledge and motivation

Khuako F.N. – academician of AIAS

Maikop state technological university, Maikop
E-mail: Fatimah2@mail.ru

        The article analyzes the Adyghe children’s literature of the last century with an indication of its target facets, such as learning and motivation. Consideration of the first of them takes place with an emphasis on national literary criticism, but with the involvement of the opinion of modern Russian authors. The result of this review is the conclusion that the issue is poorly studied. The study of the motivational series is based on the model node put forward by the author in the beginning (family, generosity and generosity of a warrior, work). It is these motives that prompted folklore texts to appear that guide the authors of Adyghe children’s literature at its early stage, which is seen in the article using specific examples from the works of I. Tsey and K. Zhane.

Keywords: children’s literature, adyg, problem’s researching, motivation.

© F.N. Khuako, 2019

Список литературы (ГОСТ)

  1. Соловьева Т.В. Литературное сегодня // Вопросы литературы.     № 1.  С. 90-114.
  2. Лямова Б.Х. Значение поэзии К. Жанэ в становлении адыгейской детской литературы // Вестник АГУ. Серия 2. Филология и искусствоведение (ВАК).      № 4.  С.~25-27.
  3. Татарова Ф.Д., Энеева Л.А. Нравственное формирование личности учащихся на ценностях произведений родной и русской литературы // Доклады АМАН.   Т. 15,  № 1.  С. 100-105.
  4. Киримизе Жанэ Пособие по адыг. лит. для учителей и учащихся сред. шк., преподавателей, студентов сред. спец. и высш. учеб. заведений / Чеучев Н.Ш., Шибинская Е.П., Чеучева Т.Д. Майкоп: Адыг. республиканское кн. Изд-во, 1995.  61 с.
  5. Шхабацева М.А. Адыгские детские величальные песни // Вестник АГУ. Серия 2. Филология и искусствоведение (ВАК).   № 4 (187).  С. 226-230.

Для цитирования. Хуако Ф.Н.  Адыгская детская литература начала XX в.: изученность и мотивация // Докл.  Адыгской (Черкесской) международной академии наук. 2019. Т. 19, № 4. C. 29-37.
For citation. Khuako F.N. Adyghe children’s literature of the beginning of the twentieth century: knowledge and motivation. Reports Adyghe (Circassian) International Academy of Sciences. 2019, vol. 19, no. 4, pp.  29-37.

Читать статью/Read article

 

©​ | 2022 | Адыгская (Черкесская) Международная академия наук